LADA Vesta, начало производства которой заявлено на 25 сенятбря 2015 года, – пожалуй, самый загадочный и вместе с тем самый ответственный проект АВТОВАЗа. И хотя до этого дня остается больше года, пилотные машины этой модели появятся уже через несколько месяцев в рамках этапа «S-lot». Об этом и о работе команды LADA Vesta рассказал главный инженер проекта Иван Хрипченко.
До LADA Vesta Вы работали в проектах по разработке LADA Granta и LADA Granta Liftback. Основываясь на Вашем опыте, в чём отличие проекта LADA Vesta от других, в которых Вы участвовали?
Прежде всего, этот проект отличается масштабностью. Я работаю в нём с 1 августа 2013 г. Если говорить, например, о LADA Granta Liftback, то там было примерно 150 оригинальных деталей. В проекте LADA Vesta таких деталей около тысячи. Разница – в 6 раз. Кроме того, во всех предыдущих проектах мы использовали действующую платформу. LADA Vesta – это проект, в котором предусмотрена разработка новой платформы. Поэтому LADA Vesta – это глобальный масштаб с огромным количеством вовлеченных команд в Тольятти и Ижевске, внушительный объем уникальных разработок, специфических расчетов и испытаний, огромное количество поставщиков с применением новой концепции выбора и работы с ними и стратегически важных взаимосвязей.
На каком этапе проект сейчас?
Мы успешно завершили этап заморозки конструкции (заморозка архитектуры) для того, чтобы запустить изготовление оснастки. Это как раз тот момент, когда мы переходим от цифровых испытаний к физическим, которые будем проводить на деталях с серийной оснастки. Именно из этих деталей в ближайшее время мы начнем производство партии S-lot. Это будет уже осенью, в сентябре этого года.
Можно пример, который описывал бы именно этап S-lot?
Конечно. К примеру, мы заказали один из штампов для лицевых панелей кузова в Японии. Штамп всё ещё там (мы его еще не забрали), но детали, отштампованные на нём, уже должны приехать к нам и мы из них должны будем сварить кузов. То же самое сделают остальные технические периметры проекта – они привезут свои детали сюда в Тольятти и мы соберём автомобили для физических тестов и улучшений, одновременно обучая наш персонал внутренним процессам и специфике сборки Vesta..
Как именно будет происходитьпроцесс S-lot?
Мы соберем несколько десятков машин. Они пройдут разнообразные физические испытания -многие из них аналогичны тем, что мы производили ранее на цифровых моделях. Затем мы дадим свои замечания поставщикам, они доработают свои детали в соответствии с процессом разработки и детализации автомобиля, предоставят новую партию. Мы соберем новые автомобили – и так повторится несколько раз. К моменту запуска линии мы будем на абсолютной геометрической сходимости деталей кузова. А собранные на S-lot автомобили снова уйдут на различные испытания: дорожные и краш-тесты, в аэродинамическую камеру, проверки на электромагнитную совместимость и целый ряд других проверок.
На каких мощностях будет производиться сборка S-lot?
Партия S-lot будет собираться на территории опытно-промышленного производства (ОПП) АВТОВАЗа. Для нашего завода такое производство будет организовано впервые. На ОПП уже готовы свои сварочный и сборочный конвейеры, а также другие участки для сборки пилотных серий. Другими словами – это будет мини-завод внутри завода, очень гибкий, способный выпускать любые автомобили мелкими сериями. И LADA Vesta – первый автомобиль, который будет использовать этот новый ресурс. На сборке будет работать совместная команда из сотрудников сборочно-кузовного производства АВТОВАЗа и Иж-Авто, специалистов из инжиниринга, представителей поставщиков. Во время сборки мы имеем возможность наглядно проверить оптимальность узлов и оперативно проверить и внедрить улучшения.
Параллельно с этими процессами готовится и само производство? Оно будет организовано в Ижевске?
Да, мы полным ходом ведем подготовку мощностей для LADA Vesta в Ижевске. В момент полной готовности производства в Ижевске, включая все адаптационные и модернизационные мероприятия, мы начнем там сборку очередной партии. Кстати, наш автомобиль будет производиться на одной линии с моделью Nissan. Далее, имея проверенный продукт, мы отработаем все технологические процессы, обучим этим процессам людей, создадим и улучшим операционные карты. Этот процесс будет продолжаться до наступления новой вехи, когда заканчивается процесс всех проверок и согласований, и мы получим полностью валидированный автомобиль.
Следующий этап – сборка пред-серии. К этому времени завод и продукт полностью готовы и нашим основным фокусом будет проверка стабильности самого производственного процесса. Мы задаём определенный темп сборки в качестве серийной цели и следим за оптимизацией процессов для ее достижения, отрабатывая в деталях каждый такт и каждый этап сборочного производства. Имея хорошие оценки по AVES (методика оценки «глазами потребителя») и другим проверочным мероприятиям, а также при наличии подтверждений от всех поставщиков об окончательной готовности производственных мощностей, мы запустим серийное производство – график весьма жесткий, но при этом нам удалось его предварительно согласовать со всеми участниками.
Что бы вы назвали сегодня самым важным и ценным в проекте?
Самая главная ценность – это люди, вместе с которыми мы вместе делаем этот проект. Сейчас мы достигли высокого уровня доверия друг к другу, выстроили эффективные коммуникации с помощью внедрения так называемого Проектного Дома (Project House Team), обеспечивающего нам возможность быстрого реагирования. Каждый день мы решаем огромное количество вопросов, взаимодействуем с множеством организаций. Это можно назвать самым важным нашим достижением на сегодняшний день. К моменту, когда у нас будет партия S-lot, мы сможем быстро и эффективно взаимодействовать со всеми подразделениями по вопросам оптимизации автомобиля и процессов.
Максим Ломакин